среда, 18 февраля 2015 г.

Как я занималась с Верой летом английским языком

Всем привет!

Блог покрылся пылью и зарос паутиной. Я даже не подвела итоги прошлого года (потому что совершенно не хотелось это делать). И, хотя уже февраль, не закончила ни одного шитьевого проекта. 

Но одно дело, о котором можно написать, я придумала. Уверена, что этот пост будет интересен только очень узкому кругу лиц. Остальные все, кому не интересно, just ignore it. :)) 

Рассказываю о том, как я занимаюсь со своим старшим ребёнком, девочкой 9 лет, английским языком. 

С чего всё началось. 

 

К концу прошлого года у нас окончательно дозрел школьный кризис, или, другими словами, мы решили, что школу пора менять. Вера заканчивала в тот момент 2 класс. Перебрав массу вариантов, мы  с ней выбрали новую школу. И в мае пошли туда сдавать экзамены. Называлось это как-то по-другому, потому что экзамены маленьким детям нельзя устраивать вроде бы, но в реальности это были именно они. И Вера их не сдала. :)) 

(Да, мы конечно очень расстроились тогда.) 

Завуч в этой новой школе нам сказала, что в конце августа можно будет ещё раз попробовать, и дала большой список учебников. Отступать нам было некуда, в любой другой школе такой серьёзный пробел в знаниях всё равно бы очень мешал. Так что мы купили учебники по списку и уехали на дачу. Нашей целью было выполнить задания, подобные  вот этим
 
В тот момент ребёнок не мог сказать hello и не знал букв. И это при том, что английский в старой школе у неё был с первого класса.  Что они на нём делали? :(( 

Может быть, нас спас бы репетитор?

 

Нет, у меня даже мысли не было взять репетитора. Во-первых, потому что это возмутительно - репетитор во втором классе. :) Во-вторых, из жадности. В-третьих, я чувствовала свою вину - недоглядела же ж! Но главное - не это. Я понимала, что мы будем заниматься  каждый день и очень много. И ни один репетитор такой темп не выдержит. А ведь мне ещё нужно было, чтобы ребёнок не надорвался и был счастлив. Всё-таки каникулы.

В общем, всё приходится делать самому. 


 

Как же я сама говорю по-английски :). 

 

Раз уж собралась учить ребёнка, надо быть наверное супер знатоком? Нет, не надо (сказала я себе). Да, я не возьмусь ставить произношение. Я совершенно не знаю грамматики. И вообще, единственное, чем могу похвастаться, это большим набором слов и отсутствием тормозов в плане трёпа. :)) Но я могу постараться переложить задачу постановки звуков и интонации на электронных помощников, грамматику выучу ради такого дела и перескажу близко к тексту. Зато всё остальное я посчитала себя вправе делать лично без всяких оговорок - двойки там ставить или кричать на весь участок "Вера, хватит играть, пора заниматься английским" (в самый разгар купания в бассейне или там пряток каких-нибудь).

С чего начать.

 

В школе нам велели взять за основу учебник Spotlight для 2 класса. И мы его взяли за основу. 
Это очень странный учебник. Например, в нём в течении нескольких первых уроков детям даются все буквы и два правила чтения (типа ch="ч", а sh="ш"). После чего сразу идут диалоги, которые детям предлагают читать. А как читать-то? Типа вот, мы вас выбросили из лодки, теперь плывите. 
Но зато к этому учебнику есть двд-диск с примитивными мультиками! Там читать ничего не надо, только слушать, смотреть и повторять.
Я разрешила детям (всем троим, кстати) практически неограниченно сидеть за моим ноутбуком, если они при этом смотрели этот диск. Все остальные мультфильмы, игры и т.п. было полностью запрещено до конца лета. Через 2 недели все трое знали этот диск наизусть. Нет, они не понимали всего, конечно. Но они выучили много слов, запомнили интонации и размерность. Что от них и требовалось собственно. Для начала.

Карточки. 

 

Другим "первым делом", начатым одновременно с диском, стали карточки
Я купила несколько наборов поделочного белого картона и нарезала их на карточки размера 6*6 см. На одной стороне пишется слово по-английски, на другой - рисуется картинка или перевод или и то и другое, как удобнее.

 

Сначала мы сделали карточки на все основные слова из учебника. Затем на все остальные слова, которые в нём были. Основные слова - это около 150 слов, которые можно найти в словарике в конце учебника. Но реально слов в нём намного больше, примерно в 2 раза. Не понимая их, Вера не могла понять смысла песенок и диалогов из учебника.Зубрежка без понимания - не её конёк.

Каждый вечер мы садились за рисование новых карточек. Первую порцию рисовала почти полностью моя мама (все остальные тогда ещё думали, что "рисовать не умеют"). Вот эти первые карточки - мама, папа, мальчик, девочка, бабушка, дедушка, семья, дети и, в полосатых купальниках, друзья.


Потом рисовала я, Вера, Вася, мой муж, мой папа, мой брат и его жена, сестра моего мужа и её муж :)), их сын, мои двоюродные брат и сестра, и другие друзья и знакомые кролика. Всего за лето мы нарисовали около 600 карточек. :)) А может и больше.


 

Что мы делали с карточками. 

 

Каждый урок, после того как все участники сообщили друг другу, как их зовут, и что они "fine" и "very well, thank you",  я давала детям (первые полтора месяца Вася тоже с нами занимался) очередные карточки, и они, глядя на картинку, должны были назвать слово. Когда это делалось уже легко, вся стопка переворачивались, и задание менялось: дети должны были прочесть слово и сказать, как оно переводится. Это второе задание для 6-летнего Васи было слишком сложным. Но всё равно, за неделю стопка из 50-60 карточек оказывалась полностью выученной, причём Вера могла прочесть любое из этих слов и точно знала его перевод, а Вася просто знал все слова. 

Где-то к концу второй недели, то есть, когда количество слов, которые мы учили было около 100, и дети уже довольно хорошо выучили диск к учебнику, заниматься стало гораздо проще. 

Muzzy и Maisy.


Помните, что я написала, что запретила мультфильмы и все остальные компьютерные развлечения кроме диска к учебнику до конца лета? Но этот диск за две недели всем конечно же успел надоесть. И я расширила список того, что дети могли смотреть на компьютере, добавив в зелёную зону мультики про большого Muzzy и про мышку Maisy. Я не помогала детям их переводить, я не выписывала оттуда слова отдельно, ничего такого не делала. Если честно, на это у меня просто не хватало времени. Но они их всё равно смотрели. 




Я думаю, что дети мало что понимали в те первые просмотры, но возможность в любой момент сесть смотреть мультики оказалась достаточной компенсацией
После 3-4го раза они уже точно очень многое понимали. 

Учебник, рабочая тетрадь и тетрадь с упражнениями. 

 

Благодаря карточкам очень скоро проблема чтения знакомых слов у Веры исчезла. 
Насколько я понимаю, авторы учебника рассчитывали как раз на то, что дети запомнят, как пишутся слова, и будут их читать целиком, не как слово из букв, а как такой иероглиф, что ли. Как только иероглифы были выучены, учебник из непостижимой абракадабры стал элементарным. В нём нет ни грамматики, ни каких-то очень сложных текстов. Рабочая тетрадь к нему - тоже малышовая. Так что все задания к очередному уроку Вера начала делать реально за 5 минут. Единственной полезной вещью в этом наборе до самого конца оставалась тетрадь с упражнениями. Без этой тетради, имхо, конечно, этот учебник совершенно недостаточен для 3го класса. Особенно если сравнивать с учебником Верещагиной. 

Через месяц Вера написала своё первое сочинение на английском языке. Оно к сожалению осталось где-то на даче, так что я не могу его показать. Но оно было очень трогательное, поверьте мне на слово, и состояло из 10ти предложений. О том, как зовут её, как зовут её среднего брата, как зовут её младшего брата, сколько им лет, как зовут их кошку, сколько ей лет, и о том, какие они все хорошие... Ну вы поняли... :)

Что дальше.


После этого сочинения я поняла, что экзамен она сдаст. Но останавливаться было глупо - мы начали ловить кайф от этих занятий. И тогда я пошла за покупками. 

Во-первых, я купила всю серию вот этих книжечек (уровень 1 и 2).

А во-вторых, четыре коробки с лото

Книжки. 


Книжки этой серии нам очень понравились, хотя специалисты разные их вроде ругают за кальку с русского местами и не слишком красивые фразы. Но я этого не заметила. Из плюсов - они легко выстраиваются в последовательность от простых к сложным. В каждой книжке есть словарик со всеми словами и смешные задания, чтобы о прочитанном поговорить :). Сложность возрастает с удачной скоростью. И к ним есть диски с аудио. Только книжки про бабочку Алину так себе (это две книжки первого уровня). Остальные - нормальные.

Вечернее рисование карточек к тому моменту прочно вошло в привычку, а учебник начал заканчиваться. Так что каждый вечер мы садились и рисовали с десяток новых карточек к очередной книжке. 
Чтение книжек мы начали с тех, которые есть вот на этом диске (диск я купила вместе с книжками).


Делали это так. Я заранее готовила карточки с новыми словами, и мы их,  хотя бы чуть-чуть, учили. Потом включали диск, слушали сказку, следя по тексту (там мужской голос читает, медленно и без особенных эмоций, зато очень по-английски), потом я читала, а Вера переводила, потом Вера читала. В следующие несколько дней учили слова, и Верка слушала диск и сама читала, повторяя интонации диктора. Потом, когда она говорила, что готова, я принимала финальное чтение, и она делала задание в конце книжки, которое конечно же к этому моменту уже выглядело очень простым. И желанным :)).
Таким образом Вера прочла за лето около 10 книжек. :))

Лото. 

 

Это был fun. :)
Мы просто играли вечерами, всей семьёй, с бабушкой, гостями, с Васей и даже с Гошей, во все игры по очереди. Вера обычно была ведущей. Двух-трёх раз в неделю оказалось достаточно, чтобы все слова и выражения из этих игр все игроки хорошо выучили.

Кстати, все эти игры очень хорошие. Как раз идеальный вариант на первый-второй год обучения. Очень рекомендую. Жаль, что, по крайней мере в данный момент, в лабиринте их нет.

Как всё-таки научиться читать. 


Я уже писала, что благодаря карточкам, Верка начала читать известные ей слова. Но мне хотелось, чтобы она вообще могла читать. Любые слова. Я купила учебник, который рекомендовали нам в школе. Но он требовал ежедневной работы  в течении двух месяцев, а это значило, что я должна ещё больше загрузить своего ребёнка. Конечно, терять нам было в общем-то уже нечего (это я вам про русский и математику ничего ещё не рассказывала), но всё равно, хотелось других решений. И тогда я нашла вот такой курс из 21го трехминутного урока. Называется это всё "метод доктора Пимслера", дай Бог ему здоровья :), ибо он сэкономил нам массу сил и времени.
Курс рассчитан конечно не на малышей, но он вполне себе забавный и не скучный, в 9 лет можно использовать. 
Каждый вечер перед сном, пока я читала мальчишкам книжку, Верка минут 7-10 тратила на чтение по этой программе. Она начала с уроков 1, 2 и 3, через пару дней перешла на 2, 3 и 4, на следующий день были 3, 4 и 5 и т.д со сдвигом на один урок вперёд.  За три недели читать она вполне научилась.

Ой, забыла про транскрипции. 

 

Чтению транскрипции в Spotlight не учат, но она там используется. И вообще, как можно читать по-английски, не умея разобрать транскрипцию? Впрочем, это оказалось и не проблемой вовсе. Я сделала (ну конечно!) карточки на каждый значок. Через три дня все эти знаки Верка выучила.

Где я искала материалы для занятий. 


Ну конечно, рылась в сети.
Очень удобный магазин лабиринт всё-таки. Мало того, что удобно искать, в том числе то, не знаю что, по отзывам выбирать из разных вариантов, так ещё и доставка на нашу дачу работала отлично. 
Пониманию того, как работать с этим учебником, помог очень сайт издательства.
И ещё, с большой благодарностью к данному сообществу, делюсь ссылкой на форум сайта efl.ru. Я очень много полезной информации нашла там у них.

Ну вот собственно и всё. Осталось добавить небольшой эпилог. :) 

 

За лето Вера полностью прошла учебник и сделала все упражнения в рабочих тетрадях к учебнику Spotlight. Выучила около 600 слов и свободно овладела основными грамматическими конструкциями. Экзамен в августе она сдала. :) Английский - полюбила. На каникулах мы с ней потихоньку продолжаем рисовать наши карточки и читать книжки. Но уже неадаптированные.


44 комментария:

  1. Нина, у меня просто нет слов...
    Ты просто какой-то гений педагогики!!!!
    Я в шоке, честно говоря. Боюсь, я б на такой героизм не решилась.
    Тебе можно выпустить методичку.
    (Ушла изучать ссылки)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хаха, смешно. ты же понимаешь, что я на героизм и не решалась. Я не имела ни малейшего представления, куда нас всё это заведёт. Я думала - выучим пару десятков слов и дело с концом. Честно. :))

      Удалить
  2. Нина,ты настоящая мама!Ты вселила в меня оптимизм,если вдруг надо что то выучить-это возможно!Если возникнет у меня необходимость учить английский с ребенком(пока на папу надеюсь)воспользуюсь твоим опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксан, спасибо :)) Я пока этим занималась, поняла, почему так много людей увлекаются темой домашнего образования. Это и правда оч интересно. И с ребёнком связь очень укрепляется.

      Удалить
  3. Нина, я в шоке, в ауте, в прострации... ты сделала огромную работу! вы с Верой молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну... э.... в общем, да... Но это было увлекательно.

      Удалить
  4. Нина! я в восторге от проделанной работы! Какие вы умнички! И самое главное, что доча английский полюбила!! Возьму на заметку все твои наработки!

    Спасибо за чудесный, вдохновляющий пост!!

    п.с. я в школе даже после 11 классов английский не знала. и в универе тоже(( Когда пошла на собеседование и провалила его из-за незнания английского, то задумалась и пошла учить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо. :)
      Вот да, я тоже в школе его учила... и с репетитором учила. Масса потерянного времени, как я сейчас понимаю. Потом уже взрослой сама выучила как-то.

      Удалить
  5. Какие вы молодцы! Представляю сколько информации было перелопачено. У меня сын - второклассник и та же проблема. Мы не можем читать, составлять предложения. У них уже 3-й учитель по английскому за прошедшие полтора года. Но у нас это усложняется тем, что я учила немецкий. Временами хочется лезть на стену от бессилия помочь ребенку. За карточки я читала раньше, спасибо за мультики, показала ребенку, по крайней мере заслушался. К репетитору мы ходили, сейчас такой возможности нет, но именно она нам рекомендовала учебник Верещагиной с рабочей тетрадью, который мы и купили.
    Я не совсем поняла, где именно изложены основные грамматические конструкции?
    Спасибо за пост, очень вовремя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, попробую ответить.
      У моей дочки эти проблемы исчезли сами собой, когда она поняла как читать и выучила практически наизусть диалоги с учебного диска и из мультика Muzzy. Ещё в моём жж одна моя подруга написала совет - распечатать все слова из учебника и утром за завтраком их проверять. Если вы не можете помочь ребёнку, но ребёнок может заниматься сам, то наверное надо как можно больше компьютерных штук использовать.
      Про основные грамматические конструкции - их там не так уж и много, в этом первом году обучения. Они все есть в Muzzy, частично есть в лотто, про которые я писала, и в учебнике, конечно. Отдельно мы ими не занимались.
      Буду рада, если пост окажется полезен. :))

      Удалить
    2. Марина, я ещё две мысли подумала. Мы с Веркой сейчас уже, то есть для третьего класса дополнительно в каникулы делаем задания из учебника Round Up. Это сборник упражнений по грамматике с объяснениями. Но он требует запаса слов какого-то.
      А ещё есть возможность заниматься с репетитором через скайп. Если причина отказа от репетитора в том, что не получается ездить, то можно попробовать такой вариант, наверное.

      Удалить
    3. У нас есть небольшие проблемы с неврологией. Не знаю отсюда ли ноги растут, но у ребенок именно на слух не всегда воспринимает правильно звуки, есть несоответствия. Да и судя по всему он воспринимает буквы английского алфавита как какие-то символы. Ему нужен живой контакт с педагогом, который его будет внимательно слушать и вовремя исправлять. При работе по скайпу мой товарищ будет постоянно отвлекаться, поэтому его нужно постоянно держать в напряжении и проводить занятие в интенсивном ритме. Сейчас пока начала пользоваться гуг-переводчиком, чтобы ребенок хотя бы слушал, как примерно звучит слово и слушаю сама и ему повторяю. Тоже находила мультики с изучением цифр и букв. Считаю, что нужно научиться правильно произносить звуки и складывать буквы в слова для чтения, а потом двигаться дальше. Спасибо за информацию.

      Удалить
  6. Вах! Нина мой вострг тебе! Просто браво! Настоящая мама!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, лучше бы я шила. А так вот детей мучаю :))

      Удалить
  7. И я снимаю шляпу перед таким героизмом!!!
    Нина, ты супер-пупер мамочка!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Нина, обалдеть! Просто английский для начинающих и начинавших! Огромное спасибо за твою работу! С твоего позволения, скину ссылку на твой пост подруге, пусть учат с первоклашкой, мало ли что!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, спасибо. :)) Конечно, кидай, но пусть у твоей подруги и без таких усилий всё будет отлично :)

      Удалить
  9. Ниночка, ты устанешь читать восторги! И поделом! :))) Просто уважаю тебя безмерно. Вера твоя умница и красавица. Взгляд какой! Всем раздам ссылку на этот пост. и сама пойду по твоим ссылкам. Спасибо!!!
    И очень понравилось, что была включена вся семья. Вот пример детям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, нельзя устать читать восторги :)) По крайней мере, такой бездельнице, как я. Полдня пост писала, теперь полвечера отвечаю, и, хотя за это придётся расплачиваться, получаю массу удовольствия.
      Но если серьёзно, да, то, что все нарисовали по картинке, было как-то очень правильно и здорово.

      Удалить
  10. Нина, Вы большая молодец! И дочка тоже!!! Ведь не отказывалась заниматься )))
    А какие вы все в семье художники, картинки на карточках такие красивые.
    А истинно дачными делами - сад, огород Вы занимались в это время?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) Спасибо. Да, английский ребёнке понравился. В отличии от математики :))))))))))))))). Может быть, именно благодаря тому, что она так не любит математику, с английским все прошло настолько гладко.

      Удалить
  11. Фантастика! Маме - памятник из золота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. Не, не надо из золота. Пусть учится хорошо.

      Удалить
  12. Молодцы! Ничего себе закрутить такую систему самоподготовки да еще всю семью организовать в помощь!. Только самоотверженная мама на это способна))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Или очень устыжённая :))) Если бы я раньше заметила проблему, не потребовалось бы такой самоотверженности.

      Удалить
  13. Мама, можно вам памятник при жизни? Браво!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Ниночка, это крутейший поступок, как для мамы!!!! Вот это ответственность.
    Про рассказ вообще молчу! Это шедевр, честное слово. ххх

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я при этом всё лето ещё и не шила... Так странно это было. :)

      Удалить
    2. Вот это просто Поступок! Образование детей - лучшая инвестиция.
      Девочка твоя совсем взрослая на фото :) хх

      Удалить
  15. Вот уж действительно, мама 5+!!!!!!!!
    Цель поставлена - результат получен!
    Ну и что, что не шила, зато Вера теперь будет себя уверенней чувствовать в новой школе (а ведь скоро и Вася пойдет учиться, тогда держись:)))
    У нас такая борьба с русским, математика и английский у сына на Ура!, а вот русский:((( ОНР все-таки дает о себе знать, и письмо страдает и само понимание материала, а звуко-буквенный разбор ... так это вообще монстр какой-то, и это только второй класс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, привет. Прости, что не сразу отвечаю. :)) Но по сути - да, я тебя понимаю. У Верки с русским боле-менее, но математика - это сплошные слёзы и не хочу-не могу. :( И тут я не знаю, как ей помочь. Я никогда не думала, что мне будет так трудно объяснить собственному ребёнку, что математика это здорово. :))) Затык в том, что ей это скучно.
      И да, на следующий год Ваське в первый класс. Готовлюсь морально, пустырник пить начала уже сейчас, заранее :)))).

      Удалить
  16. Мама на 100 баллов,титанический труд.Уважаю!Взяла на заметку,у нас английский с 3 класса,я несостоявшийся учитель английского языка,которому всё очень лень делать)))).Ваша пример-меня приободрил)))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Ну, надеюсь, он вам не потребуется. :))) Чтобы выпутаться из сложной ситуации, надо сначала в ней как следует запутаться. :)

      Удалить
  17. Нина какие вы все молодцы! Передавай привет тёзке!

    ОтветитьУдалить
  18. просто вообще..
    Нина.. понимаю и разделяю твою упёртость.

    та же проблема, с тем же вопросом: ЧТО ОНИ НА НЁМ (на уроке английского) ДВА ГОДА ДЕЛАЛИ?

    учим заново.сами. в семье говорит только Данил. владеет хорошо, даже думали в свое время поступать на ин.яз. но дома бывает набегами и Юльке достается редко и большими порциями.

    нам достался Хэппи Инглиш. шняга та ещё. совершенно не адаптированная под ребенка: ни читать, ни писать не умеют.

    школа не дает нужных знаний. хотите хорошиста - бросайте работу, занимайтесь с ребенком сами ( с советской школы остается куда больше знаний и навыков)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, я тебя уже вообще потеряла!
      И воть да! Что они там делали? Три учителя разных сменились за это время - хоть бы один чему-нить научил. Ну я теперь нервная - все домашки проверяю... Э-эх, а была такой спокойной мамашей первые два года...

      Удалить
  19. Нина, большое спасибо, что поделилась опытом! в школе у нас начнется со 2-го класса... В саду начинали учить по учебнику Скультэ и смотрели мультик про Маззи, но язык быстро надоел, а вот мультяшные герои полюбились:) Я даже Маззи сшила:)
    Так что летом нам есть чем заняться, на кого равняться:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Люба, мне все было интересно узнать от кого-нибудь, как по этому учебнику (по Скультэ) можно с малышами заниматься. У меня он тоже есть - я со страху купила много всего лишнего. Но Вере как-то было не ясно, куда его. А Ваське (6 лет) показалось сложно и тяжело... Мне этот учебник показался недостаточно увлекательным, что ли... Впрочем, я сама его с большим удовольствием смотрела.
      А сшитый Маззи - это клёво :))

      Удалить
    2. Муж по этому учебнику сам читал, а Олесе пересказывал, наверное он для взрослых, которые не хотят учиться по-взрослому:)
      За Маззи у дочек началась "драка", пришлось из остатков шить маленького, Маззичочка:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...